Клиническое обследование ребенка. Темп вдохов и выдохов.

Непосредственным наблюдением можно легко подметить у ребенка наличие коклюшного кашля при появлении кашлевых толчков приступами, быстро следующих один за другим и прерываемых лишь глубоким свистящим конвульсивным вдохом, покраснением лица и рвотой. Сразу бросается в глаза битональный кашель, свойственный туморозным бронхаденитам.

Клиническое обследование ребенка. Темп вдохов и выдохов.

По характеру одышки, непосредственно наблюдаемой, можно сделать правильное предположение о характере патологического процесса в дыхательных путях: о наличии стенозов в верхних дыхательных путях, а также увеличении вилочковой железы — при инспираторной одышке; о туморозном бронхадените или наличии спазма бронхов (бронхиальная астма, бронхотетания) — при экспираторной форме одышки; о заболевании легких, сердца или органов кроветворения — при наличии смешанной инспираторно-экспираторной одышки. Темп вдохов и выдохов, продолжительность паузы между ними резко меняются при мозговых заболеваниях: дыхание то учащается, то замедленно, вдохи то очень глубоки, то поверхностны. При туберкулезе бронхиальных желез и милиарном туберкулезе, при токсических и септических состояниях своеобразное, резко выраженное поверхностное дыхание, прерываемое слабыми, беззвучными кашлевыми толчками, с выбрасыванием пенистых слизистых масс из носа и рта, часто указывает на начинающийся паралич грудобрюшной преграды.

Таким образом изменение ритма дыхания, его глубины и характера позволяет продиференцировать учащение дыхания при пневмониях, при токсикозах, при мозговых заболеваниях. Важно только во избежание могущих произойти неправильных толкований, оценивать дыхание как в спокойном состоянии, при лежании во сне, так и при движениях и беспокойстве.

Я привел только незначительную часть тех ценных сведений, которые получаются при непосредственном наблюдении за ребенком, но и сказанного достаточно, чтобы признать за ними исключительно большое значение и необходимость их фиксации как врачами, так и палатными сестрами.

Перехожу к вопросу о тщательном изучении социально-бытового окружения ребенка. Следует сказать, что один анамнез никогда не дает полного и четкого представления о тех условиях, в которых растет и развивается ребенок. Только непосредственное ознакомление самого врача или специальное обследование патронажной сестры может дать об этом правильное представление. В этом отношении следует признать исключительно ценной и приветствовать вошедшую в практику жизни совместную работу патронажной сестры и участкового врача-педиатра.

К сожалению, такой возможности лишены врачи больничных учреждений, куда дети поступают из детских коллективов или из семей, но без данных об условиях социально-бытового окружения. Одно время мы в клинике сделали попытку самостоятельного обследования на дому детей, поступивших в клинику, клиническими сестрами по определенному плану. Однако это оказалось очень трудным, сложным и, кроме того, сведения часто запаздывали ввиду невозможности для одной сестры в короткий срок обойти квартиры всех поступивших детей. В силу этого такой метод, изучения обстановки детей для стационаров является нереальным. Гораздо целесообразнее было бы, если бы участковый врач или врач детского профилактического учреждения при направлении детей в больницы, как правило, в обязательном порядке, заполнял особый паспорт или обменную карточку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *