Клиническое обследование ребенка. Плохое физическое развитие ребенка.

Заброшенность детей, полное игнорирование их интересов, отсутствие раздражителей, контакт с неподходящими по возрасту и развитию детьми, конфликты в семье, беспорядочная жизнь родителей, несомненно, отражаются на нервно-психическом развитии детей, содействуют развитию неполноценности.

Клиническое обследование ребенка. Плохое физическое развитие ребенка.

Следует помнить, что нервная система детей гораздо более чувствительна к разным вредностям эндо- и экзогенного характера, чем нервная система взрослых. А состояние нервной системы небезразлично и для течения соматических заболеваний, не говоря уже о том, что реактивность нервной системы придает совершенно особый фон развитию любого заболевания.

Наконец изучение условий режима и распорядка дня ребенка, его умственной и физической нагрузки, условий работы в школе и дома, характера профессиональных занятий (для учеников ремесленных училищ) во многих случаях позволяет нам найти как источник некоторых страданий, так и причину своеобразия их течения. Таким образом наше внимание все больше и больше направляется на изучение причин возникновения болезней, лежащих в окружающей больного среде, в условиях его быта и социально-гигиенических моментов. Вместе с тем у нас в Союзе созданы все условия для того, чтобы путем изменения социального, экономического и бытового факторов влиять на эти вредные моменты, смягчать или парализовать их влияние и тем осуществлять рациональную профилактику многих детских заболеваний.

Несколько слов о значении выявления конституционального момента. Доказывать значение и важность его в настоящее время уже не приходится, настолько учение о конституциях и аномалиях конституции глубоко проникло во все области медицины и прочно укрепилось в сознании врача. К уяснению своеобразия возникновения и течения отдельных заболеваний мы можем правильно подойти только с конституциональным критерием. К сожалению, и по сие время существующая неопределенность понятий и терминов, непонимание сущности конституции и диатезов создают нередко недооценку или ведут к слишком смелым обобщениям и недостаточно обоснованным предположениям.

Нужно совершенно четко подчеркнуть, что понятие конституции и аномалии конституций является всегда фенотипическим, т. е. таким, при котором имеют значение и врожденные и приобретенные свойства организма, и что формирование ряда свойств обусловливается воздействием на организм факторов окружения, социально-бытовой среды. Поэтому-то совершенно необходимо подходить к, выявлению конституционального облика ребенка не сразу после собирания анамнеза и объективного обследования, а лишь после детального изучения среды, в которой ребенок живет, и социально-бытовых факторов, на него влияющих. Конституциональный тип и аномалия конституции являются понятиями динамическими, формирующимися и до известной степени меняющимися на протяжении определенного отрезка времени, но это происходит не сразу, а постепенно, в результате длительного воздействия на организм достаточно сильных внешних факторов. Роль врожденного и приобретенного факторов различна в зависимости от возраста ребенка.

Только так понимаемое учение о конституциональном моменте может принести пользу диагностике, пониманию патогенеза и прогноза детских заболеваний. Значение его особенно велико именно в раннем детском возрасте ввиду особенно большой частоты аномалий конституции. Но что особенно важно — это то, что выявление той или иной аномалии конституции часто объясняет нам как особенности течения того или иного заболевания, так и частоту при нем осложнений. Так у детей с экссудативно-катаральным диатезом мы вправе ожидать затяжного течения всех воспалительно-катаральных заболеваний дыхательных и пищеварительных путей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *