Клиническое обследование ребенка. Болезни Верльгофа и Шенлейн-Геноха.

Существует у маленьких детей и предиспептическое преморбидное состояние, когда еще нет диспепсических расстройств, но уже имеется извращение функций желудка и двенадцатиперстной кишки в смысле секреции и моторики и нарушение нормального хода переваривания пищи.

Клиническое обследование ребенка. Болезни Верльгофа и Шенлейн-Геноха.

В нашем распоряжении имеются специальные наблюдения над коллективом здоровых грудных детей в Институте мозга, когда периодическими повторными исследования нам удавалось получать пониженные цифры кислотности и ферментативной силы желудочного сока при отсутствии еще диспептического стула и наличии только несколько уплощенной весовой кривой, а в дальнейшем у этих детей через IV2-2 недели появлялась и типичная диспепсия. Само собой разумеется, что это предиепептическое состояние может перейти и в выздоровление при своевременно принятых мерах.

При ряде гепатоспленомегалий детского возраста (болезни Гоше, Пик-Нимана, Банти, тромбозе селезеночной вены, циррозах и т. п.), прежде чем выявится типичная картина болезни, должно существовать преморбидное состояние, длящееся, вероятно, не недели, а месяцы. К сожалению, малая изученность обмена веществ и сложность методики не позволяют нам с достоверностью установить своевременно такие состояния.

Болезни Верльгофа и Шенлейн-Геноха до своего типичного выявления существуют в организме в виде состояния.
Дети из семей с артритической наследственностью, у которых могут быть обнаружены симптомы повышения тонуса вегетативной нервной системы в сторону ваготонии, периодически повторяющиеся патологические изменения со стороны кожи, слизистых оболочек дыхательных путей, иногда длительное время находятся в ареморбидном предастматическом состоянии, которое через некоторое время выявляется уже в виде типичной бронхиальной астмы.

Заслуживает внимания преморбидное препневмоническое состояние у детей дистрофиков, рахитиков. Застой в легких в связи с недостаточностью вентиляции определенных участков легких у детей, находящихся долгое время в горизонтальном положении или с своеобразно деформированной грудной клеткой при наличии в легких возбудителей (пневмококков), уже сами по себе создают преморбидное, препневмоническое состояние, могущее держаться днями и неделями. В этих случаях мы клинически будем отмечать только картину ателектаза в виде незначительного западения определенной части грудной клетки, сужения межреберных промежутков, незначительного смещения сердца в пораженную сторону, небольшого укорочения перкуторного звука, ослабления дыхательных шумов, наличия трескучих и крепитирующих хрипов. При остро развивающихся заболеваниях дыхательных путей (гриппе и других инфекциях) препневмоническое состояние может проявляться только симптомами острой очаговой эмфиземы с изменением тембра звука при перкуссии и появлением созвучных мелкопузырчатых хрипов на определенных участках (Маслов). Иногда даже на секционном столе нелегко решить вопрос, имел ли уже место переход в настоящую пневмонию.
Мы можем легко себе представить и преморбидное состояние при бронхоэктазиях легких после перенесенных ребенком затяжных форм коклюша, кори, гриппа при наличии предрасполагающих моментов (конституция, социально-бытовые условия).

Нефрит, прежде чем проявляться клинически при многих заболеваниях и, в частности, при скарлатине, в течение 1-2 недель может существовать в виде преморбидного, пренефритического состояния. В это время имеются только сдвиги в кислотно-щелочном равновесии, нарушается функция эндотелия капилляров и частично изменена функция почечной ткани. Это состояние при благоприятных сдвигах в организме может перейти в состояние нормы или, наоборот, при неблагоприятных условиях, — в нефрит.

Наблюдается также преморбидное пренефротическое состояние, связанное с изменением белкового состава крови при некоторых острых инфекциях и при хронических нагноительных процессах.
Я привел только несколько примеров преморбидных состояний у детей. При желании их можно было бы умножить в несколько раз.

Когда мы выделили решающие симптомы и на их основе подошли к основному диагнозу, необходимо в дальнейшем дать оценку всех наблюдающихся у больного ребенка явлений с точки зрения соответствия их этому диагнозу. В случае невозможности полного объяснения всех симптомов основным заболеванием необходимо усомниться в его правильности и пересмотреть и обдумать клиническую картину заново.
Для постановки диагноза требуется наличие определенного комплекса симптомов, но этот комплекс в каждом отдельном случае складывается различно, так как он вытекает из реальных условий данного организма, могущих изменять типичность течения той или иной болезненной формы. Никак нельзя отдельные симптомы связывать механически, без анализа их существа, происхождения и взаимозависимости

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *