Функциональная патология в педиатрии. Развитие отдельных органов.

Как рост, так и функциональное развитие отдельных органов, равно как и всего организма, происходит не всегда только постепенно, но и скачкообразно. Так, сердце наиболее энергично растет в возрасте с до 2 лет и в возрасте 14-15 лет, когда наблюдается резкое увеличение его массы. Первые годы происходит преимущественно концентрический рост сердца, после 5 лет-увеличение полостей сердца.

Функциональная патология в педиатрии. Развитие отдельных органов.

Кровяное давление дает скачкообразное нарастание в возрасте до 2 лет; затем наблюдается задержка нарастания и новый скачок в возрасте 6 лет (Попов). Щитовидная железа дает наибольшую активность в возрасте с до 2 лет и в возрасте 10-14 лет. Гипофиз дает скачкообразное нарастание активности с 4-5 лет в отношении передней доли и в возрасте 12-15 лет — в отношении задней доли. Надпочечники дают нарастание активности в 5-6 лет и в 10-15 лет. Половые железы дают резкий скачок функциональной активности в возрасте 10-15 лет.

Наиболее энергичное нарастание мозговой субстанции происходит в первые 2-3 года, когда мозг с 389 г увеличивается до 1170 г, т. е. почти в 3 раза (давая прибавку веса в 780 г), тогда как за весь дальнейший период от 3 до 15 лет вес мозга увеличивается всего до 1460 г, т. е. всего на 290 г за 12 лет.

Развитие коры головного мозга совершается в первые 2-3 года жизни, особенно в смысле содержания нейроглобулина и нейростромина, и заканчивается за первые 16 месяцев жизни. В связи с этими особенностями развития мозга и развитие психики идет скачкообразно в конце первого года и на втором году жизни.

В физическом развитии ребенка резко выделяются скачки в смысле ускорения роста (периоды вытягивания) в возрасте 5-7 лет и в возрасте полового созревания (14-18 лет). Переход растущего организма . из стадии отрочества в стадию юношества происходит скачком: за какие-нибудь 6-12 месяцев ребенок, в связи с перегруппировкой воздействия эндокринных желез и переключением на вегетативную регуляцию, сразу вырастает на 8-12 см в год, теряет свои детские черты и конфигурацию черепа, приобретает пропорции, свойственные взрослому; у него ломается голос, меняется характер, поведение и функции разных органов; ребенок сразу приобретает черты взрослого, уже остающиеся на всю дальнейшую жизнь.

Я привел только наиболее яркие примеры, иллюстрирующие диалектику растущего организма. Эти примеры доказывают исключительную сложность сущности физиологических и патогенеза патологических процессов. Если мы хотим правильно понять происходящие в организме ребенка процессы при его физиологическом и патологическом состояниях, мы можем это сделать только при применении диалектического подхода. Нет ничего опаснее и вреднее, как упрощенчество, как изолированная трактовка того или иного явления или реакции, без связи с другими явлениями, без изучения всего организма, без правильного понимания диалектики процесса.

Только при таком диалектическом подходе к физиологии и патологии детства мы сможем найти правильное понимание сущности происходящих в организме процессов, взаимосвязи между морфологией и функцией, различной реактивности детей и различия терапевтического эффекта. А для такого понимания нам совершенно необходимы не только возможно полные данные объективного исследования, но и функциональное обследование и сложные биохимические наблюдения.
В конечном же итоге часто все это познается в процессе наблюдения за динамикой болезни, за ее формой, конечным исходом и степенью повреждения, нанесенного организму.

Для рационализации диететических назначений детям грудного возраста функциональная диагностика имеет существенное значение. Простейшей функциональной пробой желудочно-кишечного тракта в грудном возрасте является алиментарная проба на толерантность к определенным пищевым нагрузкам. Обычно в норме желудочно-кишечный тракт обладает определенным запасом резервных сил, позволяющим ему в течение некоторого времени легко справляться с небольшим избытком назначаемой пищи и с не вполне нормальным соотношением пищевых ингредиентов. Этот резерв сил позволяет не только переваривать избыточно-введенную пищу без появления желудочно-кишечных расстройств, но и использовать ее для нужд организма, обусловливая большую прибавку веса (количественно нормальная толерантность). При нарушенной или извращенной работе желудочно-кишечного тракта всякая дополнительная нагрузка, превышающая средний оптимум для ребенка данного возраста и данного веса, будет давать «парадоксальную реакцию» в виде уже не увеличения веса, а некоторого его уменьшения и в виде легкого расстройства желудочно-кишечного пищеварения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *