Профилактика неинфекционных болезней. Эффективное разрешение проблем.

Бесспорно, профилактика болезней требует профессиональных навыков. Но необходимы ли для этого новые программы обучения, следует ли насыщать каждую специальность идеями и практическими подходами к профилактике болезней?

Профилактика неинфекционных болезней. Эффективное разрешение проблем.

В ходе развития служб здравоохранения врачи постепенно пришли к осознанию неизбежности некоторой степени разделения труда. Признание роли медицинских сестер, физиотерапевтов, специалистов по просвещению в области физической культуры и т. д. росло, однако при этом они не принимали на себя часть ответственности; такое положение в медицине сохранилось почти без изменений.

Вместе с тем для эффективного разрешения проблем, связанных с образом жизни, необходимо разделение не только труда, но и определенной ответственности. Только одни врачи неспособны успешно осуществлять программу укрепления здоровья, имеющую под собой широкую основу. Какие виды ответственности следует передать? Где тот предел, за которым решения в отношении здоровья не могут быть приняты без участия профессионального медицинского работника? Здесь до сих пор есть нерешенные проблемы. Весьма вероятно, что не будет найдено единообразного решения; на выбор оптимального решения всегда будут оказывать сильное влияние местные условия.

Еще более проблематичным является обеспечение сотрудничества между профессиональными работниками здравоохранения и представителями других дисциплин, таких, как социология, психология, экология и экономика. Лучшие представители этих дисциплин мало заинтересованы в том, чтобы принять участие в решении проблем, связанных со здоровьем; к тем из них, кто участвует в такой работе, нередко неодобрительно относятся их коллеги с медицинской подготовкой. И вновь основная проблема заключается в нахождении надлежащего баланса. Социологи или экономисты, работающие самостоятельно, без взаимной заинтересованности в бригадной работе с врачами, часто пропагандируют и избирают узкие и, следовательно, искаженные пути решения проблем, связанных со здоровьем. Опасности «медикализации» жизни человека нельзя и невозможно избежать путем «психосоциализации» здравоохранения.

Сущность эффективной программы борьбы с хроническими болезнями, направленной на внесение изменений в образ жизни человека, заключается в обеспечении надлежащего сотрудничества представителей двух профессиональных категорий, оказывающих самое большое влияние на поведение людей: учителей и сотрудников средств массовой информации.

Врачам и профессиональным работникам здравоохранения обычно редко преподаются элементы и методы педагогики. Как же они могут обеспечить просвещение детей в том возрасте, который является наиболее чувствительным и критическим в плане формирования поведения, влияющего на здоровье? Кроме того, является ли преподавание вопросов здоровья в качестве отдельного предмета в программе обучения более эффективным путем формирования поведения, благоприятно влияющего на здоровье, чем включение необходимой информации о проблемах здоровья в другие классические предметы, например естествознание, геологию и историю? Будет ли правильным второй подход, который позволит внести необходимые изменения в программы подготовки врачей?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *