Борьба с хроническими неинфекционными болезнями. Программа «Здоровье для всех»

В подготовке программы приняли участие работники здравоохранения. Руководящая группа и ее секретариат состояли (может быть, излишне односторонне) из профессиональных работников здравоохранения. Вместе с тем это, возможно, обеспечило соответствие программы профессиональному характеру мышления.

Борьба с хроническими неинфекционными болезнями. Программа «Здоровье для всех»

На начальной стадии проводились консультации с организациями профессионального союза работников здравоохранения. Поставлена цель добиться принятия работниками здравоохранения принципов программы после ее завершения с помощью гибкой программы просвещения, центральными темами которой являются укрепление здоровья, использование активирующей и реабилитирующей идеологии при оказании помощи, понимание связей между социальными лишениями и нарушениями здоровья и поощрение сотрудничества с другими секторами. Чрезвычайно важное значение придается также реформе программы обучения на медицинских факультетах и в учреждениях, готовящих медицинских сестер.

Важным фактором, влияющим на осуществление программы, является деятельность граждан и их организаций. Программа «Здоровье для всех» является правительственной и, следовательно, она не может направлять добровольную деятельность граждан. С другой стороны, цели программы в значительной мере соответствуют тем руководящим принципам, которые установили для себя ассоциации общественного здравоохранения. Таким образом, совершенно естественным является принятие этими организациями определенной роли в осуществлении программы. Цель заключается в том, чтобы стимулировать выполнение ими этой роли. Эти организации традиционно участвовали в осуществлении проектов в области общественного здравоохранения. Следовательно, в настоящее время они должны определить задачи, связанные с пропагандой здорового образа жизни, улучшением состояния окружающей среды, созданием социальных сетей для поддержки обеспечения психиатрической помощи и решения личностных проблем на коммунальном уровне, а также поддержанием способности самообеспечения в повседневной жизни у пожилых и страдающих хроническими болезнями. Некоторые организации даже приняли программу «Здоровье для всех» в качестве основного символа своей деятельности.

В настоящее время известно довольно много о причинах и факторах риска развития НИБ. Установлено, на какие факторы следует оказывать влияние на уровне индивида и популяции. Проблема сейчас заключается в том, сможем ли мы выбрать и применить наиболее эффективные методы достижения искомых результатов. Способны ли мы побудить работников здравоохранения к полноценному участию в программе, поскольку для этого необходима профессиональная переориентация? Возможно ли обеспечить выполнение другими секторами мероприятий по укреплению здоровья, в частности в тех случаях, когда их интересы не совпадают? Можно ли сделать так, чтобы вся социальная и экономическая политика гарантировала осуществление нашей программы здравоохранения?

Обсуждение программы политики здравоохранения в парламенте показало всеобщее согласие в отношении стратегии здравоохранения. Публикация программы вызвала положительную реакцию средств массовой информации, а также профессиональных работников здравоохранения и добровольных организаций. Было начато осуществление многочисленных мероприятий, важнейшим примером которых является совместная публикация органами управления сельским хозяйством и здравоохранением рекомендаций по питанию, предназначенных для широкого использования при обеспечении общественного питания на рабочих местах, в школах и т. д. Таким образом, руководители здравоохранения настроены оптимистически, полагая, что возможно успешное осуществление национальной программы «Здоровье для всех» и, следовательно, обеспечение дальнейшего прогресса в области профилактики НИБ.

В Федеративной Республике Германии программа CINDI осуществляется в Баден-Вюртемберге (численность населения этой земли 9,3 млн жителей). Программа основывается на 12-летнем опыте осуществления комплексной коммунальной программы борьбы с сердечно-сосудистыми болезнями, проводимой ВОЗ (в частности, на результатах исследования в Эбербахе и Вислохе). Стадия планирования продолжалась три года, а практическое осуществление программы началось в 1986 г.

Как и исследование в Эбербахе и Вислохе, программа CINDI полностью интегрирована в систему первичной медико-санитарной помощи страны. Поскольку в Федеративной Республике Германии основную ответственность за оказание первичной медико-санитарной помощи несут частнопрактикующие врачи, CINDI формально является проектом, в котором участвуют около 10 000 врачей частной практики, работающих в Баден-Вюртемберге. С одной стороны, каждый из 9,3 млн жителей свободно выбирает врача, с другой стороны, врач по своему усмотрению решает, каким образом лечить обратившихся к нему больных. Как правило, официальные директивы не могут ограничивать эту свободу выбора ни для больного, ни для врача. В рамках системы первичной медико-санитарной помощи программа CINDI может быть практически эффективной на коммунальном уровне и только в комплексе прямой взаимосвязи между врачом и пациентом.

На коммунальном уровне врачи формируют относительно свободные рабочие группы или ассоциации. Эти ассоциации не могут принуждать своих членов действовать определенным образом, когда принимаются резолюции большинством голосов. Поэтому программа CINDl не может быть осуществлена сверху донизу в соответствии с иерархическими структурами. Таким образом, осуществление программы следует начинать с основания, т. е. с отдельного врача или наименьшей организационной единицы — местных ассоциаций врачей; это подход известен как «децентрализованное осуществление». Поскольку в Баден-Вюртемберге насчитывается около\\1000 общин и соответствующее количество ассоциаций врачей, следует постепенно тщательно информировать каждого из 10 000 врачей и каждую из 1000 местных ассоциаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *