Архитектура Ближнего Востока. Архитектура Арабских царств

На протяжении тысячелетий в различных регионах огромного азиатского континента развивались, достигали вершины экономического, политического и культурного могущества, а затем гибли многие цивилизации, но их промышленные достижения и культурные традиции воспринимали приходящие им на смену поколения, в свою очередь обогащавшие унаследованную с прошлых эпох систему материальных и духовных ценностей собственными экономическими и культурными свершениями.

Архитектура Ближнего Востока. Архитектура Арабских царств

В начале нашей эры в большинстве стран Азии рабовладельческий строй был вытеснен феодальным. Однако при этом сохранялась преемственная связь средневекового искусства и, в частности, зодчества с древним культурным наследием, в основе которого всегда лежало народное творчество. Зародившись почти одновременно во всех странах Азии, архитектурные стили и традиции различных азиатских народов средневековья развивались параллельно, а затем при достижении расцвета в силу культурного обмена взаимообогащались и совершенствовались.
Наиболее многочисленной народностью средневекового Ближнего Востока были арабы. Первое упоминание о них, сделанное в Вавилонской хронике Нововавилонского царства, относится к 598 г. до п. а. Об арабах писал и древнегреческий историк Геродот, живший в V в. до н. э. Однако последние исследования и раскопки позволяют считать, что формирование арабской народности и арабской культуры началось еще во втором тысячелетии до нашей эры.
В Древнем мире развитие арабской государственности носило географически и экономически замкнутый характер. В средние века же в силу арабских завоевательных походов арабские законы и традиции, в том числе и архитектурные, распространились на огромной территории Индии, оказав сильное воздействие на культуру завоеванных стран.
Древние арабские рабовладельческие государства Ближнего Востока — Набатейское царство, располагавшееся на территории современной Иордании, а также царства «Счастливой Аравии», лежавшие на юге Аравийского полуострова, сложились в первом тысячелетии до нашей эры. Лахмидское царство, находившееся в районе устья рек Тигр и Евфрат, было основано в VI в. н. э. Их экономика базировалась на транзитной торговле и поливном земледелии.
Их официальной религией был политеизм, исповедовавший поклонение звездам, луне, солнцу, явлениям природы и животным. Подобная система верований наложила заметный отпечаток на культуру этих древних стран, что особенно проявилось в их зодчестве. Из оставшегося архитектурного наследия Арабских царств лучше всего изучены памятники «Счастливой Аравии» и Набатен, что позволяет нам рассмотреть их более подробно.
Среди Арабских царств самыми древними считают царства «Счастливой Аравии». Развитие их архитектуры происходило на протяжении всего первого тысячелетия до нашей эры и продолжалось вплоть до первых веков нашей эры. С XI по V вв. до п. э. «Счастливая Аравия» состояла из многочисленных мелких племенных владений, во главе которых стояли правители — муккарибы. По подлинный расцвет ее зодчества относится к «царскому периоду» (V в. до п. э.- III в. и. э.), когда в силу централизации власти здесь образовались сильные царства — Маинское и Сабейское.
Последнее распространило свое влияние па территорию Древней Эфиопии (Аксум). Однако в III-VI вв. и. э. могущество этих царств, попавших зависимость от южнойемсиских племен химьяритов (химьяритский период), угасает. В архитектуре «Счастливой Аравии» в определенной степени использовались строительные приемы Двуречья, Древнего Бахрейна, эллинистических государств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *