Архитектура Индии. Древнеиндийская культовая архитектура

Архитектура древнего периода (V в. до н. э.- IV в. н. э.). В IV в. до н. э. буддизм распространился в рабовладельческом государстве династии Маурьев (322-185 гг. до н. э.). В силу этого здесь определились и основные каноны буддийской архитектуры, расцвет которой приходился па I — III вв. Главные типы древнеиндийской, или буддийской, архитектуры — это ступа, чайтья и вихара.

Архитектура Индии. Древнеиндийская культовая архитектура

Ступа предназначался для хранения реликвий Будды, был местом поклонения его памяти.
Ступа, как архитектурный тип сформировался на основе более древних образцов ритуального назначения — насыпных курганов из щебня и земли. 15 Индии сложился обычай возведения ступы в виде полусферического монолитного сооружения из кирпича с последующей его облицовкой естественным камнем. Полусферический объем ступы устанавливался на стилобате и содержал ряд символов буддизма. В отличие от храмов ступа не имел никаких помещений.
В цокольной его части размещались реликварные камеры (небольшие углубления), где хранились священные реликвии — зуб Будды, волос Будды и т. д. Полусфера завершалась набором зонтов в нечетном количестве — от трех до тринадцати, с четырех стран света ступу ограждал забор с воротами (торана). Все эти признаки ярко представлены в ступе Санчи — символическом захоронении Будды. В архитектуре Индии буддийского периода нашел яркое выражение синтез пластических видов искусства — изящная резьба по камню. Каменная кладка ограды ступы в Санчи напоминает деревянные бревна, уложенные друг на друга. Балочные перекрытия ворот украшены изящной каменной резьбой с изображением грациозных женских фигур.
Все это было отражением традиционной резьбы по дереву. Древнеиндийская культовая архитектура знаменита пещерными храмами — чайтья, по архитектуре удивительно сходными с народным тростниковым жилищем сводчатого тина. Характерный пример пещерного храма — чайтья в Карли. Его продолговатое в плане помещение имеет сводчатый потолок. В одном торце расположен вход, а в другом — ступа. Вдоль боковых стен чайтьи стоят десятки памятных каменных столбов буддизма — стамбха. Стамбха обычно имели колоколообразные капители и были покрыты священными изображениями.
Часто стамбха завершалась изображением колеса — символа первой проповеди Будды (капитель Ашоки и др.). Чайтья в Карл и была высечена в I в. до н. э., однако известны и более древние пещерные храмы, например в штате Бихар (III -II вв. до и. э.). Со II в. и. э. архитектура буддийских культовых сооружений дополняется скульптурными изображениями Будды, хотя впервые изображения в виде росписей и скульптуры Будды появились во II в. н. э. в Афганистане (греко-бактрийское искусство).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *