Архитектура Индии. Общенациональные черты индийского искусства

В Древней Индии возводили и буддийские монастыри — вихара. Вихара — это постройка с развитым набором помещений, очень часто сгруппированных вокруг большого открытого двора. С трех сторон этого двора располагались кельи мопахов, а с четвертой — храм, иногда пещерный.

Архитектура Индии. Общенациональные черты индийского искусства

Подобным образом сооружены монастыри — вихары — Удайгири и Кхандагири, расположенные па холмах невдалеке от Дели. Пещерные храмы этого района вот уже двадцать один век хранят редчайшие произведения буддийского искусства.
Общенациональные черты индийского искусства нашли завершение в архитектуре Аджанты, сложившейся во II в. н. э. и далее развивавшейся в новобрахманский и даже в мусульманский периоды. Искусство Аджанты дало индийскому зодчеству килевидное очертание арки. Глубоко национальные ее формы получили дальнейшую интерпретацию едва ли не во всех типах индийских зданий. Всемирно известна буддийская фресковая живопись скальных храмов Аджанты (IV-VIII вв. н.э.), отражающая жизнь народов Древней Индии.
Архитектура раннего средневековья (IV- XII вв.). В VI-VII вв. на смену рабовладельческим приходят феодальные отношения — вместе с ними утверждается и новобрахманизм, или индуизм, сохранявший древнее многобожие, по выделявший верховного бога Брахму. Сложность культа в скульптуре, живописи и архитектуре проявилась в огромном усложнении художественных образов и объемно-планировочных решений.
По своим размерам, фигурным и декоративным украшениям этот храм может сравниться только с известным древнеегипетским скальным храмом царицы Хатшенсут в Дер-эль-Бахрн (Египет), созданном в XVI-XV вв. до н. э. Важным формообразующим этапом в этот и последующие периоды было создание скальной культовой постройки — ратхи. Ратха Дхармараджи в Мамаллапурамс невелика по размерам.
Но тем не менее эта квадратная в плане пирамидальная постройка органично воплотила в своих архитектурно-художественных формах черты грандиозных храмов индийского зодчества. В первые столетия новобрахманского периода (IV-VII вв.) продолжалось строительство пещерных храмов, скульптурная выразительность которых была доведена до совершенства. Знамениты раннесредневековые ансамбли скальных храмов в Мамаллапурамс, Канчииурамс, Паттадакале и Пллоре. Уникальное произведение эпохи — скальный храм Кайсалапатха в Эллоре. Он находится посреди двора площадью 58X51 м, более чем на 33 и уходящего вглубь скалы, и представляет прямоугольник площадью 55X36 м.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *