Архитектура Индии. Строительство пещерных храмов

В VII в. на юге Индии храмы начали строить из тесаного камня. К этому времени сложились планировочные принципы индийского храма. Один из них — возведение пирамидальной либо параболической башенной надстройки — шикхары, Шикхара располагалась над помещением — гарбхагриха, где находилась святыня (статуя божества либо его символ).

Архитектура Индии. Строительство пещерных храмов

Одним из первых (VII в.) храмовых комплексов из тесаного камня на юге Индии был Прибрежный Храм Шивы, сооруженный из гранитных блоков в Мамаллапураме.
Не менее известен храм Солнца в Коиараке (1238-1264 гг.). Его план решен в виде мифической колесницы бога солнца — Сурьи, запряженной семью лошадьми. Кроме гарбхагрихи, индуистский храм включал также зал для молящихся — мантапам, примыкавший к святилищу. Маптапам представлял собой прямоугольное или квадратное в плане помещение с колоннами внутри. Иногда между гарбхагрихой и маптапамом устраивалось промежуточное помещение — антарала. Вход в мантапам оформлял вестибюль с портиками. В Индии нередко встречаются храмы с двумя — пятью святилищами, что также является своеобразным отражением индуистского культа.
В храме две пирамидальные шикхары венчают соответственно два святилища. К XI в. в Индии четко определились два типа храма: северный и южный. На севере Индии, где дождливый климат требует высоких крыш, возводились храмы с подчеркнуто высокой шикхарой, иногда достигающей несколько десятков метров. Многочисленные храмы северного тина сосредоточены в районах городов Ехубанетпвар (штат Орисса) и Кхаджурахо (штат Мадхья-Прадеш). Самые красивые из этих храмов сохранились на берегах священного озера Бннду-Сагар, в центре старого Кхубапешвара, где некогда насчитывалось семь тысяч храмов.
Уже говорилось, что памятники индийского средневековья славятся замечательной скульптурной отделкой. Так, в храме Кандарья Махадсо (г. Кхаджурахо), являющемся классическим образцом индуистского храма северного типа, насчитывается 900 горельефных изображений, из них находятся снаружи храма. Главное место среди изображений занимают женские фигуры небесных красавиц — апсар, и а ишь — богинь змей. Много изображений мужских и женских фигур в любовных объятиях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *