В первой серии опытов исследовали краевой угол, образующийся на границе фаз воздух — кровь в кровеносных сосудах лягушки. На разделе фаз кровь — воздух образуется мениск, который представляет собой часть сферы. Наводя на резкость наибольший диаметр сосуда, мы получили возможность графически определить краевой угол с точностью + 3°.
В результате проделанных экспериментов обнаружено, что, вопреки существующему представлению, поверхность эндотелия кровеносных сосудов смачивается кровью. Сотни просмотренных препаратов показали, что мениски, образуемые кровью, вогнуты, а не выпуклы… Краевой угол Ф во всех без исключения исследованиях независимо от радиуса сосуда был меньше 90°, составляя в среднем 20,23° + 0,88°.
Во второй серии опытов исследовали краевой угол &, образующийся на границе фаз кровь — масло в кровеносных сосудах лягушки. Мениски, образуемые столбиками крови на разделе фаз кровь-масло, вогнуты, а пузырьки масла приобретают в артериях, артериолах и капиллярах форму цилиндров с выпуклыми основаниями, а не вогнутыми, как это утверждает и М Перельман.
Убедившись в опытах на холодокровных в необоснованности представления о том, что кровь не смачивает сосудистый эндотелий, мы проделали такие же опыты на теплокровных.
В третьей серии опытов исследовали краевой угол образующийся на границе раздела фаз кровь — воздух в кровеносных сосудах кролика. В четвертой серии опытов исследовали краевой угол, образующийся на границе раздела фаз кровь-масло в кровеносных сосудах кролика. Мениски, образуемые столбиками крови на разделе фаз кровь — масло, тоже вогнуты, а пузырьки масла в кровеносных сосудах приобретают форму цилиндров с выпуклыми основаниями.
Краевой угол Ф составляет в среднем 21,83°+ 1,59°. Разница в средних величинах краевого угла на разделе фаз кровь — воздух и кровь-масло при статистическом анализе недостоверна. Нет также существенной разницы в смачиваемости эндотелия кровеносных сосудов холоднокровных (лягушка) и теплокровных (кролик).
С целью контроля был поставлен следующий несложный опыт.
Отсюда & = 25°. Полученный угол Ь мало отличается от величин, определенных другим методом.
Таким образом, распространенное представление, которое фигурирует во многих руководствах по физиологии, о том, что сохранение жидкого состояния крови в организме обусловлено несмачиваемостью внутренней поверхности сосудов, при экспериментальной проверке не подтвердилось. Следовательно, слабое активирующее влияние поверхности эндотелия на фактор контакта (фактор Хагемана), обусловлено не несмачиваемостью, а каким-то другим свойством. Поверхность эндотелиальных клеток и форменных элементов крови богата липидами. Исходя из этого некоторые авторы (М. И. Перельман) полагают, что эта поверхность обладает гидрофобными свойствами. Однако, согласно последним данным (Рока, 1961), на границе водной и липидной фаз располагаются моно- и мультимолекулярные слои липидов с гидрофильными группировками в молекуле. Свойства этих поверхностей определяются специфичностью группировок, из которых построены молекулы липидов. Смачиваемость поверхности эндотелия обусловлена, вероятно, именно гидрофильными элементами липидов, расположенных на поверхности всех биологических клеточных структур. В свою очередь, полученные нами данные дают новое подтверждение приведенной выше точки зрения Рока.