Возведение подземных конструкций. Прокладку коллектора

Еще в 1949 г. была выполнена бестраншейная прокладка канализационного коллектора № 11 завода «Запорожсталь» под горловиной стрелочной улицы железнодорожных въездов в листопрокатные цехи. Подошва коллектора залегала в лессовидных суглинках на глубине около 12 м от поверхности земли и на 8 м ниже горизонта грунтовых вод.

Возведение подземных конструкций. Прокладку коллектора

В проектном здании, разработанном Гипромезом, рекомендовалась ручная разработка траншеи шириной 3 м со сплошным креплением ее стен и открытым водоотливом. В местах пересечения этой траншеи с железнодорожными путями предусматривалась вывеска их на шпальных клетках при помощи пакетов из рельс. Такой способ не устраивал строителей по срокам и трудоемкости, а поэтому было решено прокладывать коллектор закрытым способом, используя проходческий гидрощит. В связи с этим производственные предприятия треста Запорожстрой по чертежам, разработанным группой ПОР треста, изготовили щит диаметром 1800 мм для кладки трубы с внутренним диаметром 1500 мм, оборудованный 18 гидравлическими домкратами, развивающими давление до 900 г, и бетонные тюбинги трапециевидной формы для кладки стен коллектора.

Щит представлял собой цилиндр, свальцованный из листовой стали толщиной 16 мм, внутри которого были вварены два кольца из полосовой стали толщиной 40 мм с отверстиями по окружности для установки гидро-домкратов. Эти кольца, принимающие на себя давление, развиваемое домкратами, соединялись между собой металлическими распорками, которые одновременно повышали жесткость цилиндра щита. Гидродомкраты щита были двойного действия — с прямым и обратным ходом штока, их подключали к маслопроводу насоса высокого давления с помощью трехходовых пробковых кранов. Спереди, в верхней части, щит был снабжен козырьком шириной 400 мм против обвала грунта в процессе разработки забоя. Общая длина щита составляла 2,5 м, а вес его вместе с гидро-оборудованием равнялся 4 т.

Прокладку коллектора начинали с устройства рабочей шахты, укрепленной срубом, внутри которой установили насос для откачки воды, поступающей из разрабатываемого забоя в приемный зумпф и маслонасос гидродомкратов щита. Цикл щитовых работ состоял из разработки забоя, продвижения щита и укладки тюбингов. Забой разрабатывали вручную, грунт грузили в специальные вагонетки для перемещения внутри уложенного коллектора к рабочей шахте и подъема на поверхность земли краном «Пионер».

Несмотря на новизну и сложность работы в обводненных грунтах, темп проходки достигал 5 м в смену. Довольно большая скорость продвижения щита позволяла обходиться без крепления лба забоя. После продвижения щита на длину штоков домкратов их цилиндры переключались на обратный ход и перемещались в сторону забоя, освобождая место для укладки тюбингов очередного кольца облицовки коллектора. Очередное кольцо собиралось из 18 тюбингов, вес каждого из них составлял 15 кг.

Кладка велась снизу вверх по обе стороны кольца, начиная с лоткового тюбинга. Ширина кольца была принята равной ходу штока гидродомкрата, что обусловило цикличность работы щита, который продвигался вследствие упора гидродомкратов в собранное кольцо и переключения их на рабочий ход. Направление движения щита и соблюдение заданного уклона контролировали геодезические приборы, щит рихтовался в верхнем направлении путем включения в работу группы нижних домкратов, при необходимости поворота вправо вводились в действие левые домкраты и т. д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *