Теории, объясняющие пищевое поведение прямым действием продуктов обмена веществ на центральные рецепторы, наталкиваются на существенные противоречия.
Попытка понять их причины была сделана Рассеком, обратившим внимание на совпадение во времени изменений аппетита и содержания глюкозы в крови воротной вены. Возникло предположение о существовании печеночных глюкорецепторов, информирующих «центры питания» об артерио-венозной разнице в содержании глюкозы и таким образом влияющих на формирование состояний голода и насыщения. Оно было подтверждено в электрофизиологических экспериментах. Выдвинутая гипотеза объединяла глюкостатическую и «периферическую» теории регуляции аппетита: было обнаружено более глубокое торможение аппетита после введения глюкозы в воротную вену по сравнению с подкожными и даже внутривенными ее вливаниями. Была также сделана попытка связать участие рецепторов печени и с аминацидстатической теорией: интрапортальные вливания растворов аммониевых солей вызвали более сильную анорексию, чем подобные вливания растворов глюкозы.
Участие рецепторов печени в регуляции аппетита рассматривается и в аспекте энергетической теории. Предполагается, что рецептируется поток нутриентов, поступающих из кишечника в воротную вену и печень. Подтверждение существования печеночных глюкорецепторов усматривают также в большей длительности анорексии при введении глюкозы интрапортально, чем в яремную вену собак и кошек.
В рамках рассматриваемой гипотезы анорексию, вызванную периферическим введением адреналина, непонятную с точки зрения глюкостатической теории, объясняют гликогенолитическим его действием и соответствующей сигнализацией, отражающей состояние глюкорецепторов печени. Связь «голодной импульсации» с уровнем мобилизации гликогена печени соотносят и с другим феноменом, противоречащим глюкостатической теории, — гиперфагией у больных диабетом, сопровождающейся выраженной гипергликемией.
При этом содержание гликогена в печени снижено, а, как известно, между уровнем потребления пищи и запасами гликогена имеются обратные отношения. Очевидно, глюкорецепторами являются специализированные гепатоциты, имеющие контакты с афферентными волокнами.
Возможно, что реализация афферентных влияний, связанных с рецепцией содержания глюкозы в печени, осуществляется через блуждающие и чревные нервы, а соответствующая импульсация поступает в гипоталамические и внегипоталамические отделы пищевого центра. Полная денервация печени ведет к афагии, которая, в отличие от синдрома, вызываемого разрушением латеральных отделов гипоталамуса, не сопровождается адипсией.