Регуляции пищевого поведения. Введение центрального холинолитика метамизила

У щенков же предварительная выработка пищедобывательного рефлекса облегчила обучение оборонительной реакции в условиях переключения: оно потребовало в два с половиной раза меньше сочетаний, чем в случае исходного формирования этой реакции.

 

 

При этом имела место редукция поиска реакции избавления от электрического тока, т. е. щенки использовали навыки, приобретенные ранее при выработке пищедобывательного условного рефлекса.

 

Значительные различия в поведении животных наблюдались и при выработке в исходном периоде оборонительной реакции. Предварительная выработка двустороннего избегания привела к тому, что в условиях переключения щенки на те же условные сигналы вырабатывали пищедобывательный рефлекс в два раза быстрее, чем в случае выработки его в исходном периоде. Поведение щенков стало более целенаправленным, т. е. предварительный опыт формирования оборонительного рефлекса облегчил формирование пищедобывательного навыка.

 

Противоположное влияние оказал опыт оборонительного поведения на выработку пищедобывательного условного рефлекса у взрослых собак: число сочетаний, необходимых для выработки последнего, возросло в два с половиной раза. У взрослых собак проявились в этих условиях реакции, характерные для доминирования оборонительной мотивации. В отличие от щенков у них резко снизилось число открываний кормушек, появились незавершенные межсигнальные побежки, сопровождавшиеся, как и в предварительных опытах с выработкой оборонительной реакции, обнюхиванием металлических прутьев пола, одышкой, скулением и другими проявлениями страха.

 

Таким образом, предварительное обучение, вне зависимости от его знака, ускоряет у щенков последующее обучение в условиях переключения, т. е. у них во всех случаях имеет место перенос навыка из одной ситуации в другую, тогда как у взрослых собак стойкая доминанта, вызванная предварительной оборонительной ситуацией, препятствует формированию пищедобывательного поведения.

 

Приведенные опыты свидетельствуют о нестойкости оборонительных доминант у развивающихся животных и различиях в переносе навыков у животных разного возраста.

 

Начальные периоды постнатального онтогенеза не зрелорождающихся млекопитающих характеризуются преобладанием автоматизированных актов. Проявляется ли при этом только «дозревание», тренировка, совершенствование врожденных механизмов, или уже в это время можно обнаружить условнорефлекторную перестройку поведения? Рассмотрев литературу по последнему вопросу, Г. А. Образцова пришла к заключению, что у не зрелорождающихся млекопитающих первые недели жизни преимущественно связаны с безусловнорефлекторной адаптацией. В более поздних исследованиях были приведены доказательства в пользу раннего включения условнорефлекторной деятельности в регуляцию поведения. Она проявляется в формировании натуральных условных рефлексов, которым присущи черты как врожденного, так и приобретенного поведения. Обучение на этом этапе развития прежде всего связано с функционированием рано созревающих органов чувств, таких, в частности, как вкус и обоняние. Последнему придается особое значение в ориентировке в «гнезде», взаимоотношении с матерью и других поведенческих актах, значительная часть которых связана с функцией питания.

 

Очевидно, эти акты отражают наследственно закрепленные формы поведения. Так, обнаружены специальные аттрактивные вещества, облегчающие пищедобывательное поведение у новорожденных млекопитающих, например феромон «поиска соска».

Представления о возможности выработки условных рефлексов на запаховые раздражители в самом начале постнатальной жизни противоречивы.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *