Обонятельные аверсии. Исследования УВА

Анализ особенностей угашения УВА у крыс разного пола и возраста оказывается полезным для дифференцирования разных мотиваций, в частности питьевой, гедонической и оборонительной. После выработки УВА у крыс не только резко падает потребление раствора сахарина, но и снижается потребление воды, т. е. животные удовлетворяют гедоническую потребность, связанную со сладким вкусом, и жажду на минимальном уровне.

Это наблюдение согласуется с высказанным нами предположением о непостоянстве некоторых потребностей организма и флуктуациях связанных с ними мотиваций.
Одна из основных особенностей УВА, наблюдаемая у взрослых особей, связана с возможностью ее выработки при длительном отставлении отрицательного подкрепления от условного сигнала (вкусового или обонятельного стимула).

Проявляется ли эта закономерность на ранних этапах жизни, характеризующихся несовершенством механизмов памяти?
При исследовании УВА было установлено, что такого рода способность у крысят формируется с 3-го по 8-й день жизни. У щенков способность к выработке аверсий при введении следовой паузы ранее не определялась. Н. М. Вавилова и мы обнаружили, что можно выработать УВА при введении LiCl спустя 30 и 60 мин после питья 30%-го раствора сахарозы. Введение 30-минутной следовой паузы вызвало более быстрое угашение УВА, вырабатываемой при сочетании вкуса сахарозы с введением 0.28 М, но не 0.14 М раствора LiCl. Интересно отметить, что введение 60-минутной следовой паузы не привело к укорочению сроков угашения УВА. Таким образом, у щенков 1-го месяца жизни оставление подкрепления не препятствует выработке и длительному сохранению УВА.

Как известно, до 2.0-1.5-месячного возраста у собак не удается выработать следовые условные рефлексы при экстероцептивном подкреплении. Очевидно, предположение о формировании разных видов условнорефлекторной деятельности в одном и том же периоде онтогенеза нуждается в пересмотре. Нельзя исключить возможности одновременного созревания некоторых механизмов, общих для разных видов поведения, однако рассмотренные выше примеры (разделы 2.3 и 8Л) позволяют заключить, что каждый из этих видов имеет свой временной период становления, определяемый морфофункциональной зрелостью и особенностями взаимодействия различных отделов мозга.

Как уже отмечалось, эмоциогенные системы участвуют в регуляции поведения уже на самых ранних этапах жизни. Можно предположить, что «зоны наказания» определяют формирование УВА, а их стимуляция может быть использована как отрицательное подкрепление при такого рода обучении. Это предположение, однако, не нашло подтверждения в эксперименте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *