Обонятельные аверсии. Нервно-психическая анорексия

Перестройки в деятельности пищевого центра тесно связаны с эмоциональными реакциями. Состояние комфорта и дискомфорта — необходимые условия для условнорефлекторного закрепления положительного или отрицательного отношения к определенным видам пищи. В конечном счете от повышения активности положительной эмоциональной системы мозга и снижения отрицательной зависят приобретенные паттерны пищевого поведения.

 

 

Поэтому не всегда специализированные аппетиты отражают тканевые потребности, изменения выбора пищи (например, увеличение доли потребляемых углеводов) могут зависеть от вызываемых данным продуктом изменений в центральном балансе биологически активных веществ, определяющих состояние эмоциональных систем.

 

 

Специализированные аппетиты связаны со сложными взаимоотношениями врожденных и приобретенных факторов, причем условнорефлекторные перестройки зависят от исходного предпочтения или отвергания определенной пищи, памяти о предыдущем положительном или отрицательном влиянии ее на организм, привычными или непривычными условиями, в которых имело место ее потребление.

 

Как соотносятся врожденные и приобретенные факторы на разных этапах онтогенеза? Роль условных рефлексов при переходе животных к самостоятельному питанию, естественно, возрастает. В период внутриутробного развития зависимость от матери чрезвычайно велика. Период молочного вскармливания также характеризуется наличием автоматизированных паттернов и почти полным отсутствием регуляторных влияний, связанных с поступлением питательных веществ во внутреннюю среду организма. Неполное созревание мозга, особенно его высших отделов, и дефицит памяти косвенно свидетельствуют, казалось бы, о невозможности формирования в этом периоде развития каких-либо форм обучения. Такое представление, однако, не соответствует действительности: так, формирование целенаправленной реакции, связанной с запаховыми стимулами, имеет место еще в пренатальной жизни и в первые дни после рождения. Здесь переплетаются врожденные и приобретенные компоненты регуляции, а некоторые виды обучения оказываются близки феномену запечатления. О нем же можно говорить применительно к выработке пищедобывательной двигательной реакции при однократном сочетании экологически неадекватного запахового раздражителя с кормлением. У собаки первые три дня жизни — критический период для такого рода обучения (не считая и последнего отрезка внутриутробного развития).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *