Обонятельные аверсии. Различия в критических периодах

Зависящие от возраста разнонаправленные влияния гиппокампа на длительность сохранения УВА свидетельствуют также о возможности изменения функциональной значимости мозговых структур в осуществлении определенных поведенческих актов.

 

 

Представляет интерес выяснить, в какой мере созревание неокортекса изменяет характер поведения, связанного с отрицательным интероцептивным подкреплением. Этот вопрос важно исследовать по ряду причин, и прежде всего потому, что модулирующие влияния обстановки на УВА проявляются в условиях, когда неокортекс еще не достиг полной зрелости. Можно, правда, предположить, что указанные влияния определяются обонятельными раздражителями (запахи, связанные с «гнездом»), которые включаются в регуляцию поведения на самых ранних этапах жизни.

 

Экспериментальные наблюдения, свидетельствующие о включении в регуляцию механизмов обучения в неонатальном (а в некоторых случаях уже и в пренатальном) периоде, указывают на необходимость пересмотра представлений о поведении новорожденных не зрелорождающихся животных как полностью автоматизированном. Эти механизмы, и прежде всего условнорефлекторная коррекция врожденного пищевого поведения в соответствии с конкретными сенсорными сигналами, расширяют диапазон адаптивных возможностей, облегчая взаимодействие с матерью, поиск и захват соска, т. е. в конечном счете потребление молока.

 

Вместе с тем рано выявляемая в условиях эксперимента способность к обучению некоторым навыкам в естественных условиях обычно не реализуется. Так, можно выработать УВА в неонатальном периоде, изолируя детеныша от матери и вскармливая его искусственно, но, как уже было отмечено, при обычном акте сосания УВА не формируются. Экранирование этой реакции целесообразно, поскольку риск отравления материнским молоком невелик, а случайное совпадение кормления с дискомфортом в случае выработки УВА нарушило бы обеспечение организма питательными веществами и привело бы его к гибели.

 

Очевидно таким образом, что некоторые виды обучения, связанные с регуляцией пищевого поведения, формируются превентивно и находятся в латентном состоянии до перехода к самостоятельному питанию. Здесь мы вновь сталкиваемся с примером созревания физиологической системы на более ранних этапах развития, чем появляется потребность в ее функционировании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *