Особенности агрессивных действий. Психопатическая мотивация

Обращает на себя внимание особая психопатическая мотивация, в которой прослеживаются ситуационно-импульсивные и анэтические мотивы; игнорирование социальных и правовых норм при достижении цели. Мотивы, обусловленные корыстью, местью, завистью, не различаются у лиц с расстройством личности и психически здоровых лиц, но у психопатических личностей мотивация носит как бы более обнаженный и грубый характер.

 

В ситуации экспертизы, после привлечения к уголовной ответственности, в силу определенной психогенной дезорганизации психической деятельности особенности поведения, защиты, стиля устанавливаемых межличностных отношений приобретают особую гротескность, напоминающую неадекватность. Испытуемая, безусловно, сохраняет критическое осмысление ситуации, активно защищается, в какой-то степени даже манипулирует ходом следствия с определенной целью — запутать, отвлечь внимание от собственной личности, оговорить других, добиваясь собственной погоды. И это ей удается — по крайней мере, ее привлекли к «головной ответственности не за убийство, а за недонесение о случившемся.

 

Следующее клиническое наблюдение иллюстрирует особенности болезненной мотивации агрессии, совершенной истерической личностью. Больная Т., 16 лет, была направлена на стационарную судебно-психиатрическую экспертизу как обвиняемая в нанесении тяжких телесных повреждений К., от которых тот скончался.

 

Отца не знает, родная мать ее вспыльчивая, неуравновешенная, отдала полугодовалую дочь на воспитание своей тетке, которая стала ребенку фактической матерью. Спустя год мать забрала дочь, но девочка, по словам родственников, «плакала две недели» и ее были вынуждены возвратить тетке, которую с тех пор она считала матерью. В детстве росла и развивалась правильно. Перенесла детские инфекции без осложнений, тяжелую пневмонию. В семилетнем возрасте она узнала, что тетка — ее неродная мать. Без колебаний осталась с ней, поскольку родная мать из-за аморального поведения никаких чувств, кроме неприязни, у нее не вызывала. В дальнейшем над этим вопросом не задумывалась, с родной матерью, братьями и сестрами отношений не поддерживала. В школе начала учиться своевременно, успевала удовлетворительно, классы не дублировала. С детства послушная, исполнительная, впечатлительная, обидчивая. Со сверстниками была в меру общительной, не всегда умела за себя постоять, но подчиняемой не была.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *