Диагностика здоровья. Концепция квантования поведения.

Большие возможности в ее решении предоставляет теория функциональных систем П. К.Анохина и ее развитие в работах К. В. Судакова. Идея П. К Анохина о вписанности живых существ в пространственно-временной континуум окружающего мира дополнена К. В. Судаковым концепцией о системном квантовании поведения.

Диагностика здоровья. Концепция квантования поведения.

Использование концепции квантования поведения как методологической основы для изучения системных механизмов производственной деятельности человека — одной из основных форм целенаправленного поведения — позволило путем выделения отдельных квантов деятельности с последующим анализом приуроченных к ним соматовегетативных показателей выявить связь последних с результативностью деятельности человека.

Внутреннее звено представлено механизмами вегетативного обеспечения кванта, перестройки в которых позволяют количественно оценить физиологическую стоимость достигнутого результата. Таким образом, физиологически организация кванта выражается в такой взаимосвязи (сопряжении) внешнего и внутреннего контуров регуляции, которая обеспечивает устойчивость получения результата.
Особое место в этом плане занимает проблема профессионального обучения, поскольку именно ее решение позволяет выявить закономерности организации деятельности, разворачивающейся во времени и пространстве, а также закрыть лежащие в ее основе физиологические механизмы.

Анализируя состояние проблемы на современном этапе, большинство исследователей так или иначе сводят ее к формированию только двигательного навыка, поскольку внешне производственная деятельность проявляется как система сложных движений, выполняемых работающим. Как отмечено в литературе, по мере обучения прослеживаются общие тенденции к росту производительности труда, снижению числа ошибочных и росту правильно выполненных действий однако информация о динамике вегетативных показателей носит разнонаправленный характер.

Все это позволяет заключить, что при решении указанной проблемы необходим системный подход, при котором динамика состоянии работающего человека в процессе обучения должна быть рассмотрена в соответствии с результатом его производственной деятельности. Данный вопрос и явился целью нашего исследования.

Исследование проведено на 25 контролерах электронно-оптических систем (ЭОС) — женщинах в возрасте 20-40 лет разной квалификации (15 учеников и 10 мастеров), работающих в первую смену.

Их производственная деятельность состоит в визуальной оценке качества однотипных деталей и представляет собой цепь периодически повторяющихся манипуляций (захват детали, вращение детали в руке в процессе ее осмотра, откладывание детали в соответствующий лоток), каждая из которых характеризуется специфической электромеханограммой (ЭМГ), регистрируемой с кистей работающих рук. В целом эта деятельность может быть охарактеризована как монотонная, с малой и локальной мышечной работой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *