Диагностика здоровья. Профессиональное обучение контролера.

В случае их несовпадения включаются механизмы афферентного синтеза (АС), связанные с извлечением из памяти дополнительной информации о виде брака. Сложная структура кванта деятельности ученика, вероятно, обусловлена отсутствием у него профессиональных навыков, несовершенством АРД (неполная или плохо упорядоченная информация о видах брака), что и приводит к росту числа цепочек в структуре кванта.

Диагностика здоровья. Профессиональное обучение контролера.

Однако в течение смены, по мере врабатывания в деятельность, ученик корректирует свой АРД в соответствии с видом текущего брака, благодаря чему сразу же снижается число цепочек в кванте его деятельности и сокращается временная длительность кванта к концу рабочей смены.

Профессиональное обучение контролера ЭОС — весьма динамичный процесс, в течение которого характеристики кванта производственной деятельности контролера-ученика могут быть весьма отличными от его усредненных характеристик. Рассмотрим динамику временных и вегетативных показателей на различных фазах кванта деятельности контролера-ученика в процессе профессионального обучения.

По мере обучения временная длительность кванта деятельности контролера снижается, а структура Деятельности упрощается. Динамика показателей работы сердца и частоты дыхания зависит как от степени эмоционального напряжения обучающегося, так и от степени его обученности.
Известно, что снижение вариабельности интервалов ЭКГ определяется как коррелят эмоционального напряжения, усиления симпатических влияний на сердце. Установлено, что коэффициент вариации сердечного ритма контролера-ученика в начале рабочего дня выше, чем в конце дня; это, вероятно, обусловлено ростом эмоционального напряжения и усилением симпатоадреналовых влияний к концу смены.
По мере обучения контролера отмечалось монотонное снижение коэффициента вариации сердечного ритма, которое было наиболее выраженным начиная с 3-го дня обучения.

Таким образом, процесс профессионального обучения сопровождается ростом эмоционального напряжения.
Нами проведен постадийный системный анализ квантов производственной деятельности тех же контролеров на основе векторов обобщенных вегетативных сдвигов в процессе профессионального обучения.

Первый день профессионального обучения представляет собой стадию первичного ознакомления с деятельностью, когда ученик впервые получает информацию о параметрах результата деятельности, а также путях его достижения — формируется эфферентная программа действий. Об успешности такого рода ознакомления говорит тот факт, что к концу смены отмечается снижение временной длительности кванта и упрощается его структура.
Векторы обобщенных вегетативных сдвигов для фазы поиска брака и уточнения брака находятся в четвертом квадранте системы координат, что говорит о снижении ЧСС и росте ЧД в эти фазы контроля к концу смены. Физиологическая стоимость указанных фаз невысокая, как и эмоциональное напряжение.

Второй день обучения характеризуется той же направленностью активационных процессов, однако при росте эмоционального напряжения растет физиологическая стоимость фаз контроля. Происходит более интенсивное снижение временной длительности кванта и числа цепочек в нем к концу смены. Тот факт, что векторная картина напоминает векторную картину мастера, позволяет определить эту стадию как псевдомастерскую.
Третий-четвертый день обучения — переломный момент в профессиональном обучении контролера. Резко меняется направленность активационных процессов к концу смены: растет ЧСС и падает ЧД. Коэффициенты вариации сердечного ритма на всех фазах контроля резко снижаются к концу смены, и физиологические стоимости этих фаз контроля растут.

Происходит измельчение структуры кванта производственной деятельности контролера, обусловленное ростом числа цепочек в кванте при практически неизменной его временной длительности. Это стадия активного формирования АРД.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *