Диагностика в педиатрии. Последовательность развития жалоб.

В сравнительно редких случаях приходится иметь дело с двумя одновременно протекающими заболеваниями разных систем органов. Это исключение, а не правило, и ставку на это делать нельзя.

Диагностика в педиатрии. Последовательность развития жалоб.

Подчеркивая необходимость и важность выделения и подробного развития основных, ведущих признаков, я вместе с тем нисколько не умаляю ценности и сопутствующих жалоб и необходимости их всестороннего изучения в анамнезе. Мы всегда имеем дело не с чистой формой болезни, а с больным ребенком. Изучение всего комплекса жалоб помогает более углубленно разобраться во всех деталях каждого случая, более осмысленно подойти к пониманию его особенностей, к вопросам прогноза и лечения.

Чрезвычайно важно уметь выявить из анамнеза последовательность развития тех или иных симптомов в общей картине заболевания. Не простая запись всех жалоб со стороны матери и ребенка требуется от собирающего анамнез, а изучение развития их по дням болезни, с критической оценкой их значения. Для постановки точного диагноза чрезвычайно полезно узнать, какие жалобы были в первый день болезни, как те или иные симптомы болезни дополнялись и усложнялись за дальнейший период, какие новые жалобы наслаивались на старые. Это-то и является анамнезом болезни в истинном смысле слова, а никак не бессистемная запись всех жалоб без учета последовательности их по дням заболевания, как это, к сожалению, обычно делается.

Изучение последовательности развития жалоб дает очень много для правильного подхода к диагностике.
Таким образом анамнез в педиатрии играет исключительно большую роль, если только он правильно собирается и правильно истолковывается.
Совершенно уверенно можно сказать, что в ряде заболеваний детского возраста правильно собранный подробный анамнез — все, а объективное исследование — только небольшое дополнение, подтверждающее и уточняющее установленное анамнезом.

Диагноз часто готов уже к моменту окончания собирания анамнеза. Особенно рельефно это выявляется в отношении расстройств пищеварения и питания. Здесь диагностический талант врача заключается прежде всего в умении собрать анамнез. Приведу для примера несколько случаев.

Анализ этого анамнеза совершенно четко показывает, что перед нами случай дистрофии. Если ребенок, родившийся с весом в 3400 г, в 3 месяца весит 2850 г, то, учитывая естественный рост ребенка за это время, мы можем, не глядя на ребенка, предположить у него наличие тяжелой дистрофии, близкой к атрепсии, ибо вместо полагающихся 5 кг он весит только 2850 г, т. е. отстает от ребенка нормального веса на 40%. Несомненно также, что эта дистрофия вызвана только алиментарным фактором, ибо нет указаний ни на патологическую наследственность, ни на какие-либо инфекционные или желудочно-кишечные расстройства у самого ребенка. Учитывая, что мать первородящая и что уже на первом месяце жизни ребенок не прибавил в весе, можно сделать вероятное предположение, что он вряд ли высасывал больше 400 мл грудного молока. Если на первом месяце такое количество еще могло поддерживать ребенка, то с третьего месяца, когда ребенку нужно 750-800 мл молока, он уже явно голодал и жил за счет собственных запасов жира. Коррегирование кормления консультацией было явно недостаточным, ибо назначение ребенку дополнительно 150 мл молока в сутки при учете получения им из груди всего около 400 мл не могло исправить недокорма, так как составляло в сумме всего 500-550 мл. Появление учащенного стула было не результатом перекорма, а просто реакцией кишечника на новую чужеродную пищу. Исправлять стул и состояние надо было не переменой смеси № 2 на пахтанье, а увеличением количества молока. Появление у ребенка пиодермии уже указывает на падение иммунитета ребенка и тяжелое состояние, а возможно и на неполноценность грудного молока.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *