Обмен веществ у детей грудного возраста. Детский организм.

По характеру весовых кривых мы можем делать выводы о том, как реагирует ребенок на то или иное изменение пищи, как влияет пища на процессы пищеварения и на процессы всасывания (накопления) и на процессы усвоения (фиксации).

Обмен веществ у детей грудного возраста. Детский организм.

Пища может быть хорошо переварена в кишечнике ребенка и в достаточном количестве подвозится к органам и тканям и там накапливается. Это накопление веществ в организме может быть полезным для организма в том случае, если оно будет усвоено клетками и прочно фиксировано, в противном случае будет наблюдаться только временное, нестойкое повышение веса, очень легко отдаваемое организмом при небольшом перенапряжении. На нагрузку той или иной смесью грудной ребенок может реагировать разными типами весовой кривой.

Непрерывный подъем веса, т. е. ежедневное повышение веса на 20-50 г в течение всего периода наблюдения, говорит за то, что ребенок хорошо и легко справляется с нагрузкой, что хорошо происходит всасывание из кишечника и отложение пищевых веществ и, с другой стороны, должным образом усваивается и фиксируется этот материал.
Процессы усвоения здесь происходят с большим трудом, с периодами отдыха, следовательно, с возможностью и быстрого истощения энергии усвоения при дальнейшем напряжении организма.

Может быть и волнообразный тип весовой кривой, когда элементы подъема веса чередуются с периодами падения. Два-три дня вес сравнительно хорошо нарастает, затем 1-2 дня падает, причем падение может быть меньше, чем нарастание, и тогда получается кривая типа «сходящихся ножниц»; однако падение веса может быть больше, чем нарастание веса, и тогда получаете тип «расходящихся ножниц». Этот тип кривой говорит о несоответствии между процессами отложения и усвоения, о том, что в организме происходит накопление материала, но непрочное, а постоянное чередование подъемов веса с падением свидетельствует об одностороннем стимулировании и напряженности процессов отложения.

Кривая типа «сходящихся ножниц» указывает все же на то, что постепенно процессы усвоения укрепляются, «расходящиеся ножницы» свидетельствуют о дальнейшем ослаблении этих процессов и о полном истощении резервных сил организма.
Я привел только наиболее типичные примеры весовых кривых. В практике жизни встречаются различные смешанные и сложные кривые, расшифровка которых более трудна и не всегда возможна, но все же и из их анализа всегда можно извлечь ряд полезных для понимания процесса выводов.

Очень важно оценивать величину и частоту подъемов и падений, преобладание тех или других, частоту и длительность остановок веса. Если элементы подъема высоки, но немногочисленны, то это должно указывать на интенсивность процессов отложения и одновременно на ослабление их энергии. Если элементы подъемов низки, то обычно существует слабость процессов отложения. Преобладание на кривой элементов подъемов (при точном их подсчете) будет свидетельствовать о напряженности энергии отложения, преобладание элементов стояния веса при наличии высоких подъемов — о сравнительной согласованности процессов отложения и усвоения, преобладание же элементов падения веса — о сравнительной слабости процессов усвоения по сравнению с процессами отложения.

Таким образом мы видим, что если та или иная нагрузка стимулирует только процессы отложения, будет наблюдаться острый подъем веса. Если при этом энергия усвоения достаточна, то следует ожидать длительного, прочного весового нарастания, если она недостаточна — весовая кривая принимает волнообразный характер. Ингредиент, стимулирующий процессы усвоения, не дает, бурных нарастаний веса, не вносит больших пертурбаций в обмен веществ и укрепляет организм, обеспечивая в будущем возможность более быстрых нарастаний веса. Изложенная выше функциональная проба — анализ весовой кривой — характеризует, следовательно, не только состояние ребенка в данный момент, но и как бы намечает путь к воздействию на него.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *